
28 декабря 2022 года принят закон Тверской области № 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» (далее – Закон № 96-ЗО).
Данным законом предусмотрено, что с 1 января 2023 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территориях следующих муниципальных образований Тверской области:
— г. Тверь;
— г. Торжок;
— Вышневолоцкий городской округ;
— Кашинский городской округ;
— Осташковский городской округ;
— Удомельский городской округ;
— Весьегонский муниципальный округ;
— Зубцовский муниципальный округ;
— Кимрский муниципальный округ;
— Пеновский муниципальный округ;
— Ржевский муниципальный округ;
— Селижаровский муниципальный округ;
— Бологовский район;
— Калининский район;
— Калязинский район;
— Конаковский район;
— Торжокский район;
-Торопецкий район;
— Великооктябрьское городское поселение Фировского района,
осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.
При применении положений Закона № 96-ЗО Правительство Тверской области рекомендует руководствоваться следующим.
- Согласно пункту 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Законом № 96-ЗО указанные мероприятия осуществляются Правительством Тверской области или уполномоченным им исполнительным органом Тверской области.
Органы местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований Тверской области с 1 января 2023 года не вправе принимать решения о предоставлении земельных участков и заключать соответствующие договоры аренды либо купли-продажи земли, а также осуществлять иные действия, указанные в части 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
К видам заявлений, рассматриваемых Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области, в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относятся заявления:
— об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
— о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
— о проведении аукциона по продаже земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
— о предоставлении земельного участка в аренду, собственность без проведения торгов;
— о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование;
— о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
— о принятии решений и заключении соглашений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
— о заключении соглашения об установлении сервитута;
— о выдаче разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
— о согласовании местоположения границ земельного участка в случае, если уточняемый земельный участок граничит с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В случае заинтересованности в оформлении прав на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территориях вышеуказанных муниципальных образований граждане и юридические лица должны обращаться с заявлениями в Правительство Тверской области непосредственно или в уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.
- Если до дня вступления в силу закона Тверской области органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона и опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, проведение аукциона и заключение по его результатам договора аренды либо купли-продажи такого земельного участка осуществляет указанный орган местного самоуправления.
При этом, в заключаемом договоре должна быть указана ссылка на решение о проведении аукциона, принятое до 1 января 2023 года, ссылка на источник и дату публикации извещения о проведении аукциона (также до 1 января 2023 года).
Подача заявлений на проведение регистрационных действий в Управлении Росреестра по Тверской области должна осуществляться органом местного самоуправления самостоятельно исключительно электронном виде в порядке статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пакет документов, направляемых в Управлении Росреестра по Тверской области рекомендуется включить электронный образ:
— решения о проведении аукциона, принятое до 1 января 2023 года;
— публикаций извещений о проведении аукциона осуществленных в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка до 01.01.2023;
— публикаций извещений о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В случае, если до дня вступления в силу закона Тверской области органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона, но не опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, такое решение подлежит отмене.
При этом, в адрес заявителей необходимо направить соответствующее уведомление, с разъяснениями положений, предусмотренных законом Тверской области № 96-ЗО и проинформировать о необходимости направления нового заявления в адрес Правительства Тверской области или уполномоченного им исполнительного органа Тверской области.
- Относительно заявлений о согласовании местоположения границ земельных участков, сообщаем следующее.
Согласно части 1 статьи 39 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом № 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).
Согласно части 2 статьи 39 Закона № 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
В связи с изложенным, с учетом разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.04.2017 № ОГ-Д23-4928 если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ, не проводится.
Заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 января 2023 года является орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с чем, заявления о согласовании местоположения границ земельных участков, в случае, если уточняемые земельные участки граничат с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подлежат рассмотрению Правительством Тверской области или уполномоченным им исполнительным органом Тверской области.
Соответственно, при поступлении такого заявления орган местного самоуправления уведомляет заявителя о необходимости обращения в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области либо в течение 1 дня с момента поступления обращения перенаправляет его в уполномоченный орган.
- По заявлениям, поступившим в орган местного самоуправления до дня вступления в силу Закона № 96-ЗО о предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщаем следующее.
В случае, если по такому заявлению органом местного самоуправления до 1 января 2023 года опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и извещение размещено на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по истечение тридцатидневного срока публикации в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области подлежат передаче:
— все материалы, включая оригинал заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ;
— ответы уполномоченных органов и ресурсоснабжающих организаций о наличии/отсутствии ограничений в использовании земельного участка;
— заверенные копии публикаций информационных сообщений, опубликованных в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— встречные заявления лиц о намерении участвовать в аукционе (при наличии);
— информационное письмо об отсутствии встречных заявлений, за подписью должностного лица органа местного самоуправления.
Данные материалы передаются в уполномоченный орган в электронном виде. Перечень всех передаваемых материалов отображается в реестре, по ниже установленной форме.
Факт передачи материалов подтверждается актом приема-передачи, содержащим соответствующие реестры передаваемых материалов, подписанным уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления и исполнительного органа Тверской области.
Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов о предоставлении сформированных земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации:
№ п/п | Ф.И.О. заявителя | Цель предоставления | Кадастровый номер | Местоположение участка | Период публикации | Наличие встречных заявления |
1. |
Ф.И.О.
встречных заявителей |
Планируемый результат рассмотрения заявления (торги/без торгов) | Количество листов передаваемых материалов |
Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов о предоставлении земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации:
№ п/п | Заявитель | Цель предоставления | Кадастровый квартал | Местоположение участка | Период публикации | Наличие встречных заявления |
Ф.И.О. встречных заявителей | Результат
(образование участка для торгов/предварительное согласование предоставления участка без торгов) |
Количество листов передаваемых материалов |
- Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («О гаражной амнистии») внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части его дополнения статьей 3.7, регулирующей порядок и условия предоставления гражданам, в том числе в собственность бесплатно, земельных участков для размещения гаражей.
Поскольку оформление прав на такие земельные участки осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решений о предварительном согласовании предоставления и предоставлении таких земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также с 1 января 2023 года осуществляется Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.
- Федеральным законом от 14.07.2022 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части пунктов 2.7-2.10, регулирующих права членов некоммерческих организаций независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.
Поскольку предоставление таких земельных участков осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2023 года принятие таких решений относительно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется также Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.
- Относительно принятия решения об установлении публичного сервитута, сообщаем следующее.
Органы, принимающие решения об установлении публичного сервитута поименованы в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается:
1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;
3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;
4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ и не указанных в пунктах 1-3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;
5) решением органа местного самоуправления муниципального района — в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в пунктах 1-3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
- В целях завершения процедур, проводимых органами местного самоуправления до принятия закона Тверской области № 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» органам местного самоуправления необходимо представить в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реестры и заверенные копии решений, срок действия которых (2 года) не истек:
— о предварительном согласовании предоставления земельных участков;
— об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в целях перераспределения;
— об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в целях проведения торгов и иных целях.
Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов:
№ п/п | Дата решения | Номер решения | Наименование решения | Заявитель | Цель образования участка | Кадастровый квартал | Адрес участка |
Также органам местного самоуправления необходимо представить в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реестры и электронные образы:
— действующих договоров безвозмездного пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
— решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование;
— решений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, принятых в соответствии с главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, срок которых не истек.
Рекомендуемые формы реестров передаваемых материалов:
№ п/п | Дата решения | Номер решения | Наименование решения | Заявитель | Кадастровый номер земельного участка | Цель предоставления | Адрес участка |
№ п/п | Дата договора безвозмездного пользования | Номер договора | Заявитель | Кадастровый номер земельного участка | Цель предоставления | Площадь | Адрес участка |
- В случае поступления с 01.01.2023 в органы местного самоуправления заявлений, касающихся предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу норм статьи 39.15, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления возвращает такие заявления заявителю. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления и рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.
- В случае, если по заявлениям, поступившим в орган местного самоуправления до 01.01.2023, не приняты решения, орган местного самоуправления направляет в адрес заявителя разъяснения о вступлении в силу закона Тверской области № 96-ЗО и необходимости обращаться в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.